SOS ДЕТСКИЕ

ДЕРЕВНИ

БЕЛАРУСЬ

 

                                               Любящая семья для каждого ребенка

Адресная помощь

Прямо сейчас дети-сироты, а также дети из семей, оказавшихся трудном положении нуждаются в помощи!

Все виды помощи

Мы уверены, что с Вашей поддержкой еще большее количество детей обретет и сохранит любящую семью!

Вакансии

Актуальные рабочие места в SOS-организации

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Об образовании

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 октября1991 г. № 1202-XII

Об образовании

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 22 марта 1995 г. № 3682-XII (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь,1995 г., № 18, ст. 200);

Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XIII (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь,1996 г., № 21, ст. 380);

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 307-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,1999 г., № 89, 2/82);

Закон Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2002 г., № 37, 2/844) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 4 августа 2004 г. № 311-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2004 г., № 123, 2/1060);

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2005 г. № 27-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2005 г., № 104, 2/1124);

Закон Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 123-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2006 г., № 92, 2/1220);

Закон Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 168-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2006 г., № 179, 2/1265);

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 219-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2007 г., № 118, 2/1316);

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 253-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2007 г., № 171, 2/1350);

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 51-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2009 г., № 276, 2/1603)

 

Приостановление действия:

Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1995 г. № 349 (Збор указаў Прэзiдэнта i пастаноў Кабiнета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь,1995 г., № 25, ст.610)

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в сфере образования

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

приоритетности образования;

обязательности общего базового образования;

осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

национально-культурной основы образования;

приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

научности;

экологической направленности образования;

демократического характера управления образованием;

светского характера образования.

В организациях системы образования (далее – учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Статья 2. Понятие образования

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Статья 3. Право на образование

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться только законом.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обучение и порядок обучения иных иностранных граждан устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.

Право граждан на образование обеспечивается:

развитием сети учреждений образования системы образования;

созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;

созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

предоставлением возможности получения образования за плату;

созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.

Статья 4. Законодательство Республики Беларусь об образовании и сфера его применения

Законодательство Республики Беларусь об образовании основывается на Конституции Республики Беларусь, состоит из актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь и применяется к отношениям, возникающим в сфере образования, с участием физических и юридических лиц Республики Беларусь, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, иностранных государств, если данные отношения возникли на территории Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Языки обучения и воспитания

Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. В учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, обучение и воспитание также могут осуществляться на иных языках при получении образования иностранными гражданами. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права. Обучению на белорусском языке, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке оказывается государственная поддержка.

Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных учреждениях является обязательным, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.

В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в дошкольных учреждениях, классы в общеобразовательных учреждениях или дошкольные и общеобразовательные учреждения, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

ГЛАВА 2
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 6. Структура национальной системы образования

Национальная система образования включает:

участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и организации, в подчинении которых находятся учреждения образования, в пределах их полномочий в сфере образования.

Статья 7. Основное образование

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

дошкольное образование;

общее базовое образование;

общее среднее образование;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Достижение каждого уровня удостоверяется соответствующим документом и (или) дает право на продолжение образования на последующем уровне, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, – право на осуществление профессиональной деятельности.

Специальное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования.

Статья 8. Дополнительное образование

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

внешкольное воспитание и обучение;

повышение квалификации и переподготовку кадров.

Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Статья 9. Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться:

в учреждениях образования – в очной (дневной и вечерней) и заочной формах;

самостоятельно.

Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.

Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.

Статья 10. Общие требования к порядку приема, распределения обучающихся в учреждениях образования

В Республике Беларусь каждый имеет право обращаться для получения образования в любое учреждение образования, которое обязано рассмотреть все кандидатуры в соответствии с установленной процедурой приема.

Прием граждан в учреждения, обеспечивающие получение высшего и среднего специального образования, а также в государственные учреждения, обеспечивающие получение послевузовского образования, осуществляется по конкурсу, гарантирующему соблюдение прав граждан на получение образования и обеспечивающему зачисление в учреждения образования лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению учебных программ.

Требования к приему в учреждения образования устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

При приеме в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования, программы вступительных испытаний разрабатываются на основе образовательных стандартов общего среднего образования.

Правила приема в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и послевузовского образования, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь и публикуются в официальных изданиях Республики Беларусь не позднее трех месяцев до начала приема документов.

Правила приема в учреждения, обеспечивающие получение высшего и среднего специального образования, утверждаются Президентом Республики Беларусь. В соответствии с правилами приема в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, названные учреждения образования по согласованию с их учредителями ежегодно до 1 октября утверждают порядок приема в эти учреждения и в двухнедельный срок доводят его до сведения заинтересованных. Правила приема в магистратуру учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, для продолжения образования на второй ступени высшего образования (магистратура) определяются Правительством Республики Беларусь.

Льготы отдельным категориям граждан при приеме в учреждения образования предоставляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В учреждения, обеспечивающие получение высшего и среднего специального образования, финансируемые из средств республиканского и (или) местных бюджетов, сверх доведенных контрольных цифр приема может осуществляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь прием лиц на обучение за оплату физическими и юридическими лицами.

Порядок перевода обучающихся в учреждениях образования в другие учреждения образования, на обучение по другой специальности либо на другую форму получения образования, а также порядок их отчисления, восстановления устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. Порядок и условия восстановления студентов, отчисленных из учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, определяются Правительством Республики Беларусь. Перевод обучающихся в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, с платного обучения на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на условиях, предусмотренных Президентом Республики Беларусь, и в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Учреждения образования не вправе препятствовать переводу обучающихся, изъявивших желание перейти на учебу в другое учреждение образования и получивших согласие этого учреждения.

В государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, осуществляется целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов на основе договоров о целевой подготовке, существенные условия и порядок заключения которых определяются законодательством Республики Беларусь.

Выпускники, обучающиеся в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе по договору о целевой подготовке, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, распределяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Выпускники учреждений образования, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, считаются молодыми рабочими (служащими), молодыми специалистами и обязаны отработать по распределению один год – после получения профессионально-технического образования, два года – после получения среднего специального или высшего образования. Указанный срок работы исчисляется со дня заключения трудового договора между молодым рабочим (служащим), молодым специалистом и нанимателем.

Молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавшие срок работы по распределению, предусмотренный частью тринадцатой настоящей статьи, обязаны возместить средства, затраченные на их подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в соответствующий бюджет. Лица, не отработавшие срок работы по распределению в связи с поступлением в год получения документа о высшем образовании в магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру) на дневную форму получения образования и завершившие обучение в установленном порядке, освобождаются от возмещения указанных средств. Иные основания для освобождения от возмещения указанных средств устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Порядок и условия возмещения средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 11. Образовательные стандарты Республики Беларусь

Образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Разработка, принятие, изменение и отмена образовательных стандартов осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 12. Требования к организации образовательного процесса

Образовательный процесс в учреждениях образования строится на основе принципов государственной политики в сфере образования и на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры.

Организация образовательного процесса, содержание образования, сроки и формы аттестации обучающихся (контроль за качеством усвоения учебных программ), начало, окончание учебного года и продолжительность каникул в учреждениях образования регламентируются типовыми учебными планами и учебными программами, а также разрабатываемыми учреждениями образования на их основе учебными планами и учебными программами и программами воспитания.

В общеобразовательных учреждениях, специальных учреждениях образования, на III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, в оздоровительных лагерях с круглогодичным режимом работы учебные занятия в учебном году осуществляются с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то учебные занятия в учебном году начинаются в последующий и заканчиваются в предшествующий рабочий день.

В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, начало учебного года может определяться сроками комплектования групп обучающихся в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь.

Типовые учебные планы и учебные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, при наличии заключений органов или иных организаций, осуществляющих государственный санитарный надзор, об их соответствии законодательству.

Построение и содержание учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий, учебно-методических комплексов должны учитывать возможности, запросы и интересы обучающихся (воспитанников) и обеспечивать преемственность содержания образования.

Овладение минимумом экологических знаний обеспечивается во всех учебных заведениях.

Перечень профессий, специальностей и квалификаций, по которым осуществляется подготовка, а также порядок открытия новых профессий, специальностей и специализаций утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, областными, Минским городским исполнительными комитетами, а для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, кроме того, – с другими заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

При организации образовательного процесса руководители учреждений образования, педагогические работники обязаны принимать меры по обеспечению охраны здоровья и безопасности жизни обучающихся, соблюдения норм санитарного законодательства.

Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляют республиканские, областные, районные научно-методические (учебно-методические) учреждения (службы), учебно-методические объединения и методические службы учреждений образования.

Статья 13. Аттестация обучающихся в учреждениях образования

Получение образования в учреждениях образования, как правило, сопровождается текущей аттестацией и завершается итоговой аттестацией обучающихся с единым порядком для очной и заочной форм получения образования (за исключением лиц с особенностями психофизического развития).

Требования к текущей аттестации и порядок ее проведения устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. При получении гражданами образования самостоятельно порядок прохождения текущей аттестации устанавливается положением об экстернате, которое утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Перечень профессий и специальностей, по которым не допускается аттестация в порядке экстерната, утверждается Правительством Республики Беларусь.

Требования к итоговой аттестации определяются образовательными стандартами, типовыми учебными планами и учебными программами.

Порядок проведения аттестации, в том числе для лиц с особенностями психофизического развития, освоивших учебные программы в учреждениях образования общего типа, а также лиц с особенностями психофизического развития, освоивших специальные учебные программы, устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 14. Документы об образовании

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по определенному уровню (ступени) основного образования, повышению квалификации или переподготовке, учреждения образования выдают документы (в том числе и с отличием) о соответствующем образовании (за исключением уровня дошкольного образования и I ступени общего среднего образования) и (или) квалификации, присвоении академической степени. Документ об образовании заверяется печатью учреждения образования.

Образцы документов об образовании и порядок их заполнения и выдачи определяются Правительством Республики Беларусь.

Лица, получившие документ об образовании с присвоением квалификации, имеют право заниматься соответствующей профессиональной деятельностью и занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные требования к уровню образования и квалификации.

Лицам, не завершившим основное образование данного уровня (ступени) или не прошедшим итоговую аттестацию, а также прошедшим полный курс обучения в неаккредитованном учреждении образования, выдается справка установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.

Признание документов об образовании учебных заведений иностранных государств и установление их соответствия документам об образовании Республики Беларусь производятся Министерством образования Республики Беларусь в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает соответствие международным нормам документов об образовании Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 15. Учреждения образования системы образования

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

дошкольные учреждения;

общеобразовательные учреждения, учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);

учреждения внешкольного воспитания и обучения;

социально-педагогические учреждения;

специальные учебно-воспитательные учреждения

специализированные учреждения производственного обучения.

Учреждение образования – юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность.

Образовательная деятельность учреждений образования лицензируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Перечень учреждений образования, получивших специальные разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, публикуется в официальных изданиях Министерства образования Республики Беларусь или в официальных изданиях Республики Беларусь.

Учреждения образования могут иметь опытные участки и станции, учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские и комбинаты, полигоны, другие учебно-производственные объекты, клинические базы, научные и другие подразделения, обеспечивающие реализацию задач учреждения образования, положения о которых утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Деятельность учреждений образования регулируется положениями о соответствующих учреждениях образования, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, иными актами законодательства Республики Беларусь и уставами этих учреждений.

Учреждения образования могут создавать филиалы и представительства, которые действуют на основании положений, утверждаемых создавшими их юридическими лицами, и должны быть указаны в уставе учреждения образования. Типовое положение о филиале, представительстве утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждения образования могут быть государственными и частными.

Учреждения образования, обеспечивающие подготовку кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть только государственными.

Статья 16. Особенности создания, реорганизации и ликвидации отдельных видов государственных учреждений образования

Учреждения образования, обеспечивающие подготовку кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, государственные учреждения образования со статусом университета или академии создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь или уполномоченными ими государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для лиц с общественно опасным поведением создаются, реорганизуются и ликвидируются Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 17. Перевод обучающихся и воспитанников в случае прекращения деятельности учреждений образования

В случае прекращения деятельности учреждения образования учредитель принимает меры по обеспечению перевода обучающихся и воспитанников в другие учреждения образования соответствующего уровня с согласия обучающегося или воспитанника и учреждения образования в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 18. Государственная аккредитация учреждений образования

Государственная аккредитация – процедура, подтверждающая соответствие содержания и качества образовательной деятельности, проводимой учреждением образования и его филиалами, уровня подготовки их выпускников требованиям образовательных стандартов и устанавливающая право учреждения образования на выдачу выпускникам документов установленного единого образца об образовании соответствующего уровня, а также подтверждающая соответствие учреждения образования установленным критериям оценки соответствия учреждения образования определенному типу. Для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и переподготовку кадров, аккредитация проводится по каждой специальности.

Государственная аккредитация устанавливает также право учреждения образования на изменение в учреждение образования иного типа.

Основанием для проведения государственной аккредитации является заявление учреждения образования.

Перечень аккредитованных учреждений образования публикуется государственными органами (организациями), осуществляющими аккредитацию, в официальных изданиях Республики Беларусь.

Решение о подтверждении (лишении) государственной аккредитации принимается по итогам аттестации аккредитованных учреждений образования, которая проводится не реже одного раза в пять лет.

Государственная аккредитация, а также аттестация государственных учреждений образования проводятся за счет средств бюджета, в других случаях – за счет средств учреждения образования.

Порядок проведения государственной аккредитации и государственные органы (организации), ее осуществляющие, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 19. Устав учреждения образования

В уставе учреждения образования в обязательном порядке указываются:

наименование (с указанием формы собственности);

правовой статус;

место нахождения;

предмет, цели и задачи деятельности;

когда, кем (учредитель) создано, подчиненность;

основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе язык (языки) обучения и воспитания, уровень образования, формы получения образования, специальности, профессии, по которым осуществляется подготовка, а также присваиваемые квалификации;

режим занятий обучающихся (воспитанников);

порядок осуществления финансовой и хозяйственной деятельности, в том числе источники и порядок формирования и использования имущества, закрепленного за учреждением образования, порядок финансирования и материально-технического обеспечения учреждения образования, наличие права на осуществление деятельности, приносящей доходы;

порядок взимания платы за обучение;

порядок управления деятельностью учреждения образования, в том числе компетенция учредителя, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления, порядок назначения руководителя, их компетенция и организация деятельности, порядок контроля за деятельностью учреждения образования;

порядок представления учредителю отчетов о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

порядок формирования штатов и оплаты труда работников;

права и обязанности участников образовательного процесса;

порядок реорганизации и ликвидации учреждения образования;

порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Устав учреждения образования утверждается его учредителем.

ГЛАВА 4
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 20. Цели и структура дошкольного образования

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях.

Дошкольное образование включает следующие ступени:

первая раннего возраста (до одного года);

вторая раннего возраста (от одного года до двух лет);

первая младшая (от двух до трех лет);

вторая младшая (от трех до четырех лет);

средняя (от четырех до пяти лет);

старшая (от пяти до шести лет).

Статья 21. Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования. Их комплектование, требования к организации образовательного процесса

К учреждениям, обеспечивающим получение дошкольного образования, относятся ясли, ясли-сад, детский сад, дошкольный центр развития ребенка (дошкольные учреждения), а также ясли-сад – школа, детский сад – школа.

Комплектование учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, осуществляется их учредителями. Порядок комплектования, перевода и отчисления воспитанников учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, создания в них разновозрастных групп, нормы наполняемости групп определяются типовыми положениями об этих учреждениях.

Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования, могут проводить углубленную работу по одному из направлений образовательно-оздоровительной работы. Направления и формы этой работы определяет педагогический коллектив по согласованию с учредителем.

Образовательный процесс в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, является непрерывным и круглогодичным. Режим ежедневной работы таких учреждений, продолжительность пребывания в них детей устанавливаются их учредителями с учетом интересов родителей. Перечень режимов работы групп устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

Определение функциональной готовности ребенка к обучению на I ступени общего среднего образования с рекомендацией о зачислении его в общеобразовательное учреждение либо принятием иного решения проводится медико-психолого-педагогическими комиссиями, создаваемыми исполнительными и распорядительными органами.

ГЛАВА 5
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 22. Цели и структура общего среднего образования, сроки обучения

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Актуально

25 лет «SOS-Детские деревни» в Беларуси

>>>

5

Наши партнеры

SOS Детские деревни Беларусь

220007 Республика Беларусь,
г. Минск, ул.Могилевская, 2/2-16
Т/Ф + 375 (17) 220-72-70