Рассказать о нас друзьям
13 Марта 2018

Взаимодействие учреждения образования и семьи

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно семья служит проводником человека в сложный и противоречивый окружающий мир. «SOS-Детская деревня Могилев» делится опытом организации работы с семьями в рамках сотрудничества с учреждениями образования.

Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители-ребёнок”, взаимным отчуждением детей и родителей. Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательного воздействия родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их, либо пытаются это делать полностью противоположным образом, часто становятся причинами серьёзных проблем в детско-родительских отношениях.

Сотрудничество с учреждениями образования в «SOS-Детская деревня Могилев» начало развиваться в 2009 году. Первые образовательные проекты с учреждениями образования начали свою деятельность с 2012 года. В настоящее время «SOS-Детская деревня Могилев» в рамках проектной деятельности сотрудничает с тремя учреждениям образования г. Могилева: "Учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа №12 г. Могилева"; «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г. Могилёва»; «Ясли-сад № 71 г. Могилева». На протяжении 5 лет было разработано и внедрено около 10 совместных образовательных проектов по самым различным тематикам и направленные на повышение эффективности и качества формального образования.

Для повышения воспитательного потенциала семей, на базе государственных учреждений образования в рамках реализуемых проектов были созданы родительские клубы, деятельность которых организована посредством оказания комплексной социально-психолого-педагогической помощи семьям обучающихся.

Основной идеей создания клубов является решение проблем детско-родительских отношений, повышение воспитательского потенциала семьи, установлении бесконфликтного общения в семье, укреплении взаимодействия семьи и школы, организации условий для совместной деятельности детей и родителей. Как показывает опыт, данная проблема эффективнее решается через активные формы работы и взаимодействие со всеми участниками процесса.

В результате работы родительских клубов на протяжении двух лет значительно повысилась активность родителей, увеличилось число обращений за индивидуальными консультациями. Разнообразие проблем, с которыми обращаются родители к психологу, позволяет предположить о сформированной активной позиции, повышении ответственности родителей за организацию психологического микроклимата в семье, за сохранение психического здоровья детей. Активность родителей проявилась и в желании представить собственный опыт семейного воспитания, обсудить его с другими родителями. В ходе рефлексивных диалогов родители могут осознать собственные ошибки, учатся осуществлять анализ поступков детей и своих действий, определять причины того или иного явления в семейном межличностном взаимодействии. В процессе проведения занятий-тренингов они получают опыт непосредственного «проживания ситуации», что способствует интеграции психологических знаний и навыков. Разнообразие используемых форм работы и системный подход в их проведении позволяют родителям приобрести теоретические знания в области психологии и педагогики семейного воспитания, а также вооружить родителей практическими методами в построении детско-родительских отношений, приобрести навыки конструктивного общения и умения найти выход из конфликтных ситуаций.

Работа в рамках клубов повысила готовность родителей к взаимодействию со специалистами учреждений образования. В результате вырос уровень доверия родителей к школе. Анализ деятельности показал, что за год процент вовлеченности родителей в деятельности учреждений образования, как равноправных участников образовательного процесса, поднялся с 34% до 82% (от общего числа родителей).

На этом деятельность не останавливается. Совместно с партнерами мы апробируем и внедряем новые технологии и пути повышения эффективности образовательного процесса с привлечением семейного окружения. Ведь ребенок в полной мере способен раскрыться только тогда, когда уверен, что его поддерживают и сопровождают взрослые.


Короткевич Галина

Специалист по сотрудничеству с государственными и другими организациями

Наши партнеры