Рассказать о нас друзьям
13 Июля 2021

Занятия «Дерево толерантности» для подростков

Летняя пора для школьников – это отдых от уроков и домашних заданий, общение со сверстниками и много свободного времени. И именно в это время интенсивно идёт психосоциальное развитие детей и подростков: они формируют свою идентичность, интересуются тем, как устроен «взрослый» мир и ищут свое место в нем, примеряя на себя различные социальные роли.

В рамках программы, разработанной на примере инклюзивных практик Беларуси и Нидерландов, направленной на развитие представлений детей и подростков о возможных способах толерантного взаимодействия в различных жизненных сферах, была организована серия занятий «Дерево толерантности» для подростков отдыхающих в детских оздоровительных лагерях «Заря» и «Ласточка», в том числе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей. Занятия проводил старший преподаватель кафедры педагогики МГУ им. А.А. Кулешова Спирин Сергей Викторович при сотрудничестве с образовательной программой «SOS – Детские деревни Могилёв».

Серия занятий «Дерево толерантности» ставила своими задачами развитие позитивного отношения к себе, другим, миру у подростков, развитие способности к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, формирование умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении, а также понимание значения толерантности и изучение способов толерантного взаимодействия в различных сферах общества.

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других с хорошо развитым эмоциональным интеллектом, большой частью которого является эмпатия. В формировании личности подростка развитие его толерантности и эмпатии имеет важное значение, так как именно в этом возрасте межличностные отношения выходят на первый план и толерантность по отношению к себе и другим значительно облегчает этот процесс.

Занятия «дерево толерантности» состояли из 8 блоков на разные темы и включали в себя обучение в игровой форме, и творческую работу для детей в возрасте 13 – 15 лет. Ребята активно включились в процесс и с интересом изучали терминологию инклюзивного образования и толерантной личности, были вовлечены в проработку способности адекватно и полно познавать себя и других людей и как результат - закрепили навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Сергей Викторович был удивлен таким большим интересом и активностью ребят, а участники-подростки проявляли неподдельный интерес к теме инклюзии и толерантности, и, видимо, были польщены тем, что с ними обсуждают такие серьезные темы, о которых они сами, оказалось, задумывались.

В качестве подведения итогов был проведён конкурс на закрепление обучающих блоков программы. Ребята разделились на команды, отвечая на конкурсные вопросы. Затем от каждой команды ребята создали по плакату на тему «Как мы понимаем инклюзию». Все участники были награждены поощрительными и сладкими призами!

Марина Авсейкова

специалист по информационно-методической поддержке молодежи и замещающих семей

Наши партнеры